Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. Том 1. Памятники дипломатических сношений Московского государства с крымской и ногайской ордами и с Турцией с 1474 по 1505 год, эпоха свержения монгольского ига в России // Сборник Императорского Русского Исторического общества. Том 41. СПб., 1884.
(с.61) 10 августа 1487 г.
А се речь говорити. Князь великий велел тебе говорити: приказывали еси ко мне о том, что вопчей наш недруг король ведет на тобя Муртазу и Седехмата царей, твоих недругов и моих, и мне бы на их Орду рать свою послати. И яз, по твоему приказу, рать свою послал, брата твоего Нурдовлата царя и своих людей на Орду, а велел есми им дело делати, как им Бог поможет. А как есми на чем тобе молвил, на том и стою, другу твоему друг есми, а недругу твоему недруг. – Князь великий велел тобе сказати: посылал есми на своего недруга на Алегама царя на казанского своих воевод. Милосердый пак Бог как хотел, так и учинил: наши воеводы Казань взяли, а нашего недруга Алегама царя поимав и с его братьею и с его матерью и с его царицами и со князями к нам привели; а Магмет-Аминя царя на Казани есмя посадили. И тобе было бы то ведомо.
(с.80) сентябрь-ноябрь 1489 г.
Приезд в Москву послов от нагайских царя Ивака и мурз, и посольство великого князя Ивана Васильевича к казанскому царю Магмет-Аминю с Михаилом Погожим.
(с.81)
Лета 98,сентября. Сю грамоту прислал из Мурома наместник князь Федор Хованской о нагайском после.
Государю великому князю Ивану Васильевичу всей Русии холоп твой, государь, Федорец Хованской челом бьет. Приехали государь. К тобе послы из Нагайские Орды, Иваков слуга, а зовут его Чюмгуром, да Мусин мурзин слуга, Адиком зовут, да Емгурчеев мурзин слуга, Тувачем зовут; а всех их, государь; а всех государь, двадцать да два. А сказывают государь, Волгу возилися под Черемшаны; а провожал их, сказывают, Алказый, да Бегиш, да сын его Утеш, да Чет, да Икайсым Сегит; а провожали их государь, полем до Суры, до Папулы, до Мордвина; а оттоле, государь, сказывают, ехали на князя на Ромодана, да на Кырданову Мордву, да на Саконы; а нынеча государь, стоят за рекою против города. И яз, государь, на сю сторону их возити не велел без твоего ведома, и ты, государь, как укажешь.
И князь великий, того же месяца сентября, послал против ногайского посла Юша подъячего, а велел ему давати послу корм на стану по два борана, а овчины назад отдавать. А на кони, на которых они идут, на десятеро лошадей четверть овса; а которые кони гонят на продажу, на те кони корму не давати.
II. Лета 98, ноября. Приехали к великому князю из Нагай от Ивака царя посол его Чюмгур, а от Мусы мырзы человек его Адык, а от Ямгурчей мырзы человек его Тувач, а с ними грамоты пришли. А её с тех грамот списки.
Ивакова царева грамота. От Бреима царя великому князю, брату моему, поклон. Яз бесерменский государь, а ты христианский государь. От сех мест вперед меж бы нас добродетель бы наша была. Юрат мой Алегам царь по случаю в твоих руках стоит Со мной впрок (с.82) захочешь братом быть, брата моего ко мне отпусти; ко мне его не всхош пустити, и ты его на ево вотчину отпустишь: ино то мне таково же братство будет. С Алегамом царем меж вас крепкая правда и слово было, тебя к слову прямя слышел есми, и из ныне тех слов правду познаю, Алегама царя ко мне отпустите, оба одного отца дети; один от них, на тебя надеяся, к тебе пошол, и ты ся к нему смиловал, а нынча мой брат Алегам царь, что у тебя ныне в руках живет, тебе от того который прибыток? Впрок братом захочешь быти, мне моего брата ко мне отпусти. Базарьского князя, Чюмгуром зовут, доброго своего человека послал есми.Чюмгур князь как дойдет, ярлык увидев твоему братству примета то будет. Ко мне брата моего отпусти. Нашего переднего, Кулдербышем зовут бакшея посла есми; а Сейтяком зовут паробка в толмачех послал есми.
(с.83)
III. Ответ великого князя Ивакову цареву послу Чюмгуру, да мырзиным людям, мусину и Ямгурчееву, Адыку да Тувачу. А отвечал им Дмитрий Володимеров. Князь великий велел вам говорити: приехал еси к нам ты Чюмгур от Ивака от царя и грамоту привез; а в грамоте писано и словом еси нам говорил от Ивака от царя о дружбе и о братстве, чтобы меж нас с Иваком со царем наши послы ходили здоровье наше видети. А вы Адык и Тувач от мырзы от Мусы и от Ямгурчея к нам приехали и грамоты привезли о дружбе. Да писал к нам Ивак царь в грамоте в своей да и мырзы к нам писали в своих грамотах и словом есте нам говорили от царя и от мырз о Алегаме царе, ла о его жене, чтобы нам их отпустити. Ино Алегам царь был с нами в правде и грамоты были меж нас с ним записаны, друг другом быти, а недругу недругом быти; да на чем нам молвил и как с нам в грамотах записал, в том ни в чем не стоял, а нам не правил. И мы, видев его неправду, уповая на Бога, посылали есмя на него; и Божьим милосердьем, того своего недруга Алегама царя достали есмя и с его матерью и с женою и с его братьею, и землю его взяли есмя, и посадили есмя на том юрте на Казани своего брата и сына Магмет Аминя царя; а наш недруг Алегам царь, Божьей милостью, нынче в наших руках, и нам его не пустити – Князь великий велел нам говорити: Ивак царь приказал (с.84) к нам о дружбе и о братстве; а мырзы к нам приказали о дружбе жо; а нашего недруга Алегамовы люди царевы, которые от нас бегают, Алказый, да Тевекел Сеит, да Касым Сеит, да Бегиш с сыном с Утешем и иные их товарищи, и тех людей Ивак царь да и мырзы у себя держат, да от них ходячи колко лиха те люди чинят нашим землям, моим да и брата и свна моего Магмет Аминеве цареве земле. А нынче к нам прислал Магмет Амин царь, а сказывает: как есте нынеча ко мне шли, ино с вами вместе идучи, те люди Алкаый, да Касым Сеит, да Бегиш, да Утеш, да и мырзины Ямгурчеевы люди, твой Тувачев брат да сын да зять, и с иными людьми с Ямгурчеевыми землю Магмет Аминеву цареву и нашу воевали, грабили, да и головы в полон поимали. Ино пригоже ли так? Вы к нам пришли от Ивака от царя и от мырз о добре, а с вами вместе рать пришед наши земли воевали, мою и брата и сына моего Магмет Аминеву цареву. И коли таково дело состалося, и осподарь наш князь великий в том деле тебя Тувача велел изымати. А тебя Чумгура осподарь наш отпущает к твоему осподарю к Иваку царю; да и вас Мусина мырзина человека и Ямгурчеевы жены человека и Алач мырзина человека и ваших тоарищев осподарь наш отпущает к вашим осподарям. – Князь великий велел вам говорити: и ты бы Чюмгур от нас своему осподарю Иваку царю говорил, а вы бы от нас мырзам говорили: похочет с нами Ивак царь дружбы и братства, а мырзы с нами дружбя похотят, и они бы то взятое, головы и иной грабеж весь, что Алказый да Касым Сеит, да Бегиш, да Утеш, да Тувачев брат, да сын Тувачев да зять и с иными Ямгурчеевыми людьми, нынче с вами идучи, взяли в нашей земле и в Магмет Аминев цареве, то бы все, голоивы и иной грабеж весь велел отдати, а тех бы наших беглецов Алказыя, да Кайсым Сеита, да Бегиша, да Утеша с товарищи, да и Тувачева брата и сына Тувачева и зятя и иных людей, которые с ними были, велел казнити, чтобы впредь такого лиха от них не было. И отправят то дело Ивак царь да и мырзы Муса и Ямгурчей, то взятое, головы и иной грабеж весь велят отдати, а тех лихих казнят, а к нам с тем пришлют своих людей, и мы, посмотря по их правде, тогда Тувачи отпустим. А Ивак царь захочет с нами дружбы и братства и с моим братом и с сыном Магмет Аминем царем, и мы с ним дружбя и братства хотим. А мырзы Муса и Ямгурчей захотят с нами дружбы и с моим братом и с сыном с Магмет Аминем царем, и мы с ними дружбы хотим.
Да говорили Дмитрею царев посол Чюмгур да Мусин человек Адика о том, чтобы приказал князь великий в своей земле по городам (с.85) , да и грамоту бы свою князь великий им дал: как пошлют царь и мырзы к великому князю и кто с ними пойдут торговые люди, ино бы им в великого князя земле задержки не было, да и пошлин бы с них не имали.
И Дмитрей великому князю то сказал. И князь великий веле Дмитриею ж отвечати. И Дмитрий им отвечал: что есте мне говорили о грамоте, как пойдут от царя да и от мырз к великому князю их люди, ино бы с них в великого князя пошлины не имали; и из те ваши речи до государя донес. И государь наш князь великий велел вам молвити: яз с вами к царю да и к мырзам ныне приказал: которые люди, с вами идучи, ныее брата моего и сына Магмет Аминеву цареву землю воевали, и они бы тех лихих велели казнити, а взятое бы велели отдати; и как то дело отправят, а похочет царь с нами братства и дружбы, а мырзы похотят с нами дружбы, и они к нам пришлют своих людей на Казань, а из Казани на Новгород; а иными дорогами бы к нам своих людей не посылали. А мы к своему брату, к Магмет Аминю царю, приказали: как придут их люди в Казань, и он бы велел тех людей по своей земле проводити до нашие земли, чтобы им на пути лиха не было никоторого.
V. А с правити посольство от великого князя Михайлу Погожому Махмет Аминю, царю казанскому.
Брат твой князь великий Иван велел тебе челом ударити. Князь великий велел твое здоровье видети.
Князь великий велел тебе говорити: прислал ко мне нагайский царь (с.86) Ивак посла своего Чюмгура, а с ним прислал ко мне грамоту свою, а в грамоте пишет, да и словом ми от него говорил о братстве и дружбе; а мырзы Муса и Емгурчей прислали ко мне своих людей Адику да Тувача, а с ними грамоты свои, да и словом ми от них говорили о дружбе. Да писали ко мне царь и мырзы в своих грамотах и словом ми от них говорили о твоем брате о Алегаме царе, и о его жене, чтобы мне их отпустити. И яз им отмолвил, что ми Алегама и его жены не отпустити. – Князь великий велел тобе говорити: приказал еси ко мне с моим паробком с Погожим, что тот царев Иваков посол Чюнгур да и мырзины люди шли к нам через твою землю, а с ними шли Алказы да Кайсым Сеит, да Бегиш, да Утеш с людми, да в твоей земле воевали и головы имали; и ты ко мне приказал, чтобы мне царева посла да и мырзиных людей в том изымати. – Князь великий велел тебе говорити: и яз царева посла Чюнгура да и мырзиных людей про то дело вспрашивал; и они сказали, что царь да и мырзы послали их проводити Алказыя, да Касым Сегитя, да Бегиша, да Утеша с людми, а приказали им да и в шерти их привели на том, что им, идучи, нашим землям лиха некоторого не учинити; да на пути сказывают, пристали к ним Емгурчеевы люди, Тувачев брат, да сын, да зять и с иными людми, да проводим их и воротилися, а в твоей земле, сказывают, при них лиха ни которого не учинили. И яз в том Емгурчеева человека Тувача здесе изымал, а царева посла Чюнгура, да и Мусина человека Адыку, да и Емгурчеевы жены человека Беляка, да и Ямгурчеева сына человека Ельякши и с их товарыщи отпустил есми их к их государем. А что еси цареву послу Чюмгуру да и мырзиным людем отвечал, да что есми ко царю и к мырзам с ним приказал, и яз к тебе послал тем речем список с Погожим; а того есми царева посла Чюмгура, да и мырзиных людей и с их товарищи отпустил к тебе в Казань с Погожим, и доколе будут у тебя в Казани, ино бы им от тебя лиха не было, а от твоих бы людей им силы не было некоторые. А как будет им из пойти из Казани к своим государем, и ты бы их отпустил неиздержав, безо всяких зацепок, а по своей земле велел бы еси их проводити, чтобы им от твоих людей лиха никоторого не было. – Князь великий велел тебе говорити: что будут взяли в твоей земле нынеч идучи с послом Алказы, да Касым, да Бегиш, да Утеш и их товарыщи, и ты бы про то отпытав на правде, да приказал ко мне с Погожим, колко взятого голов и иного грабежу, чтобы мне то было ведомо. – Князь великий велел тебе говорити: чтобы еси своей сестры ещо за Алач мырзу, за Емгурчеева сына, не давал того деля, что я ко царю (с.87) к Иваку да и к мырзам о твоем деле с их людми приказал, а Емгурчеева есми человека Тувача здесе в твоем деле изымал; ино непригоже тобе в ту пору своей сестры давати. А как даст Бог царь и мырзы пришлют ко мне и к тобе своих людей, и мы посмотрим по их правде, с чем к нам пришлют, и ты тогда то дело делаешь, как будет пригоже, а ез моего бы еси ведома своей сестры не давал. – Князь великий велел тебе говорити: пошлют ко мне из Нагай царь да и мырзы своих людей, и придут те люди к тебе в Казань, и ты бы их отпустил ко мне от Казани Волгою к Новугороду к Нижнему, а велел бы еси их по своей земле проводити, чтобы им от твоих людей лиха не было никоторого.
(с.89) 3 августа 1490 г.
Посольство к великому князю Ивану Васильевичу от нагайского мурзы Мусы.
Лета 98, августа 3, приехал к великому князю из Нагай от Мусы мурзы человек его Семен Багатырь, и привез от Мусы мурзы грамоту.
А се с тое грамоты список. От Мусы мырзы Ивану князю поклон. После поклона, ведомо бы было: с моим отецем твой отец друг и брат был, и дядя мой Темир князь с тобою друг и брат был: и яз, хотя с тобою друг и брат, потомуже тяжелой поклон а легкие поминки, с поминком есм Семена Богатыря послал. Кто тебе ратен будет, я рать пошлю; а кто мне ратен будет, и ты ко мне рать пришли. Братства нашего нелзе ли свышити; мой посол к тебе пошол, а твой бы посол ко мне пришол и гости бы наши ходили.
А опроче грамоты, словом говорил великому князю от Мусы мырзы его человек Семен Багатырь: государь мой муса мырза к тобе приказал: дед мой Едигей князь с твоим дедом в дружбе и в братстве были, а отец мой с твоим отцем также в дружбе и в братстве были, а дядя мой Темир князь с тобою в дружбе и в братстве был; (с.90) ты бы пожаловал, яз хочу с тобою потомуж в дружбе быти, сыном или братом собе мени учиниш, как пожалуешь. А в нашей бы дружбе от тебя бы к нам послы ездили, а от нас бы к тебе послы ездили.
Другое слово говорил: государь мой мурза Муса приказал к тобе: Махмет-Аминь, царь казанский, присылал к моему государю к Мусе мурзе своего человека Хошкилдей дувана о сватовсте, а хотел пожаловати взяти у моего государя дочерь за себя, да и конь повел перед моим государем его человек Хошкилдей. После того два лета минули, Махмет-Амин царь не поискал моего государя Мусы мурзы о том деле о сватовстве; и мой государь Муса мурза посла к Махмет-Аминю царю за грамотою и с поминком меня своего человека. А ведает государь мой, что ты Махмет-Аминю царю и отец и брат и друг; и государь мой, покладывает то дело о сватовстве на тебе, и послал меня своего человека с тем: велишь ты моему государю дочерь дати за Махмет-Аминя царя, и он даст, а не велишь дати, и он не даст. То моего государя приказ к тобе.
(с.91) октябрь-ноябрь 1490 г.
Сношения великого князя Ивана Васильевича с казанским царем Магмет-Аминем и нагайским царем и мурзами.
(с.92)
1.Лета 98, октября 22, в пятницу. Приехал из казани к великому князю от Магмед-Аминя царя человек его Аларкуш с Хозяком с Повадиным вместе. А опосле их назавтре в субботу, пришли из Ногай от царя и от мырз их люди.
А се грамоты, которые Аларкуш привез, Брату, великому князю, от Магмет-Аминя царя челом ударил, поклон. Тебе ведомо: ко мне Муса мырза с Семеном, Абрешем зовут, слугу своего послал был с Абрешем Махмед Алиа назад к Мусе мырзе послал есми. И он к Магмед-Аминю прикошовал Смаил Суфуя, да мамича своего Магметева, да казначея прислал; и яз те люди здесе унял. Да от Мусы мырзры грамоту которую привезли, да от Ямгурчея мырзы которую грамоту привезли, с своим паробком с Аларкушем к тебе есми послал; и ты как о том слове, как подумавши пожаловал, не издерджав отпустил бы еси. Ты ведаешь.
(с.93)
Лета 99, октября 23. Приехали к великому князю из Ногай от Абелек Еменека царя человек его Кутлушеик, а то Мусы мырзы человек его Усеин, а от Ямгурчея мырзы человек его Тувач, а от Ямгурчеева сына от Алач мырзы человек его Король; да к великой (с.94) княгине от Ямгурчеевой мырзины жены приехал человек её Белек. А с ними грамоты пришли. А се с тех грамот списки.
Ямгурчеева мырзина грамота. Великому князю о жалований, от Ямгурчея мырзы поклон. После поклона ведомо бы было, слово то стоит: князь великий! Мой дед с твоим прежним деды, детьми и дружбою и в братстве будучи, и мы паж потомуж, жалование учинишь, в братстве и в дружбе хотим быти и стоим. Еще жалованье будет летошнее, братству почин, челом бьючи, послал есми; братство и дружба лихвою человека дело правды не познали есмя. Еще брат, князь великий, жалованье твое будет, тех лихих людей ни одного у меня нету. Еще Алгазыя просишь: Алгазыя яз не видал, с Ибреимом с царем к Тюмени поехал; от тех мест у Ибреима царя в Тюмени живет.
(с.95)
IV. А се ответ великого князя послу ногайского Ебелек Еменеково Кутлушенку, ды мырзиным людям, Мусину человеку Есиену, да Емгурчееву человеку Тувачу. А отвечал им Дмитрей Володимеров.
Князь великий велел вам говорити: приехали есте к нам ты Кутлушенк от Абелека царя, а вы Усиен да Тувач от мырз от Мусы, от Ямгурчея, и грамоты есте к нам привезли. А в грамотах писал к нам царь и мырзы о Алегаме о царе и о его жене. Ино Алягам царь был с нами в правде и грамоты были межи нас с ним записаны, друг другом быти, а недруг недругу быти; да на чем нам молвил и как с нами в грамотах записал, в том нам во всем не исправил. И мы, уповая на Бога, посылали на него; и Божиим милосердием, того своего недруга Алягама царя достали есмя. А осенес присылал к нам о Алегаме же царь Ивак своего посла Чюнгура (с.96), а Муса мырза присылал к нам своего человека Адыку, а Ямгурчей мырза присылал тебя Тувача. И мы, царя дели и мырз дели, Алегама царя жалуем, дрежим его не в неволе; а ныне вперед, ож даст Бог, царя дела Ебелек Еменева и мырз деля, Алегама царя и с его женою жалуем, дрежим его не в неволе. – Князь великий велел вам говорити: приказывали есмя к царю и к мырзам осенес с Чюнгуром и с Адыком, да и с тобою с Тувачем, что наши ж беглецы Алказый да и Каисым Сеит, да Бегиш, да Утеш имали в брата и сына нашего в Мазмет-Аминеве цареве земле, да и в вашей земле; и они бы велели взятые головы и иной грабеж весь отдати, а тех бы лихих велели казнити. И ты Тувач ныне того полону привел к Махмет-Аминю царю толко четыренадцать голов; а которой полон иман в нашей земле и иной грабеж, и они того ничего не отдали; а те лихие и ныне у них живут. И мырзы бы и ныне тех лихих показнили, или от себя отослали, а полон бы и грабеж весь сыскав велели отдати. – Князь великий велел вам говорити: да писал к нам царь Абелек в своей грамоте о братстве и дружбе. И коли Абелек царь хочет с нами дружбы и братства, и он бы был с нашим братом и с сыном Махмет-Аминем цареи в братстве и дружбе, а мы с ним дружбы и братства хотим. А мырзы Муса и Ямгурчей хотят с нами дружбы, и они бы были в дружбе и с моим братом и сыном с Махмет-Аминем царем, а мы с ними дружбы хотим.
(с.98) 1490, октября 28
Посольство от великого князя Ивана Васильевича к царю Менгли-Гирею с боярином Василием Васильевичем Ромодановским.
…ино сего лета у Магмет-Аминя царя близко были его недрузи Нагая, ино за тем Магмед-Аминевы царевы люди под Ордою не были.
(с.133) август 1491 г.
А в Казань государь вести пришли, гости из Ямгурчеева улуса, а сказывают: Опас князь да Ямгурчей зимовали под Чэгэдэи. А про Мусу, государь, сказывают, Муса зимовал на Еме реце. А Опас, государь, да Ямгурчей с Мусою не в миру; а рекши, государь, Опас да Ямгурчей послали в Тюмень по Ивака по царя, а зовут его к себе…. А нынче, государь, при твоем гонце приезали царевы люди из-под Ногай, а ходили, осподарь, языка добывати, а язык, государь, были и добыли, и тот язык сказывал нам, что Ногаи кочуют под Тюмень противу Ивака; а Ивак, государь, идет к ним по их речем, что по него посылали, да опять, государь, за ним пришла погоня от Ногай, да тот у них язык отняли.
(с.146) 1492, март
Да был в Казани от Магмети-Аминя царя от матери его от Нурсултан царици от Менли-Гиреевы человек её Усеин. И Магмет-Аминь царь послалк Менли-Гирею царю и к матери своей с её человеком с Усеином своего человека Мишая; а отпустил их князь великий с своим послом с царевыми послы. А се списки с тех грамот, что послал Магмет-Аминь царь к Менли-Гирею царю и к своей матери с Мишаем.
…Божиим изволением, на отца своего месте царем ся есми учиниил: Ивак, да Мамук, да Муса, да Ямгурчей еже лет на меня войною приходят
(с.165) октябрь, 27. 1492.
Грамоты из Крыма к великому князю Ивану Васильевичу.
(с.168)
Да еще слово то: из Орды человек наш приехал Шиг Ахмет до Сеит Магмут цари. А Нагаи Муса да Ямгурчей мурза Ивака да Мамука цари учинити идут, в Астрахани были пошли, и как слышевши назад к Тюмени покочевали, так ведал бы еси.
(с.198) ноябрь 1493 г.
Посольство к великому князю Ивану Васильевичу от нагайского царя Ивака.
Лета 7002, приехал к великому князю от царя Ивака от нагайского с грамотою человек его Чюмгур. А се грамота.
Ибряимово слово. Великому князю Ивану, брату моему, поклон. После того ведомо бы было, слово то стоит: промеж Ченгосовых царевых детей, наш отец Шибал царь стоит с твоим юртом в (с.199) в опришнину, и друг и брат был; от тех мест межи нас ту Атамыров до Номоганов юрт ся учинил, а мы учинили далече, а с тобою меж нас добрые ссылки не бывало. Ино мне счастье дал Бог, Тимер Кутлуева сына убивши, Саински есми стул взял; да ещо сам с братьями и с детьми условившыся, а великого князя детей на княженье учинив, на отцов юрт на Волзе пришед стою. Ино как по первым по нашим, по тому же братству нашему примета, Алягам царь стоит, того прошу у тебя, да как его дашь нам, и дружбу и братству примета то стоит. Да отца своего места ищущи, на Темер Кутлуева сына ратью сел есми на конь. Да еще Алягама царя как дашь нам, после того твоему недругу недруг стою и твоему друг другу стою. Да се братство отведати, Чюмгуром зовут, слугу своего послал есми. Да еще нас назовешь собе братом своим, с добрым человеком Чюмгура отпустишь, ты ведаешь.
Ответ великого князя цареву Ивакову послу нагайского Чюмгуру; а отвечал ему Михайло Яковлич.
Князь великий велел тебе говорити: приехал еси к нам от своего государя от Ивака царя и грамоту еси к нам от него привез, а в грамоте пишет и словом еси нам тоже говорил от своего государя, чтобы меж нас с ним братство и дружба была и люди бы наши меж нас ездили нашего здоровья видети. А хотели есми к нему послати своего человека, да нынечя есмя своего человека с тобою вместе не успели послати; а вперед аже даст Бог хотим своего человека к твоему государю, к Иваку царю послати, чтобы дал Бог меж нас братство и дружба была и люди бы наши меж нас ездили нашего здоровья видети.
(с.199) ноябрь 1493 г.
Посольство от Великого князя Ивана Васильевича к царю Менгли-Гирею с боярином Константином Малечкиным.
(с.206)
Да память Константину Малечкину. Сказати ему Менгли-Гирею царю о после, как будет пригож: перед нашим, господине, поездом дни за три, приехал ко государю к нашему к великому князю из Ногай от Ивака царя посол, Чюмгуром зовут, о дружбе и о братстве и о единачестве на Орду, и сказывает, что царь Ивак и брат его Мамук и все князи пошли на Орду.
(с.207)
А се такову грамоту послал к Менли-Гирею царю Муса, мурза ногайский, с своим человеком с Махметем; а Махмет да и Коинак, царев Менли-Гиреев человек, который ездил в Ногаи, поехали вместе с послы же. Менли-Гирееву величеству Муса мурза в землю человек (с.208) ударив и поклон. Ино слово то: брат мой Муса мырза, другу твоему друг буду, а недругу твоему недруг буду. Ино слово то ведомо бы было: Ибраим царь брат был, похочет близко братом учинити царь волен, а царю бити челом нас себе братом учинит, и сколко наша сила сяжет, и мы стоим аж даст Бог нас деля царь как станет, царь волен, в сем году надею держа об одном юрте, как милосердие Божие будет, на Бога надея нам есть.
(с.236)
1497. Грамоты от царя Мингли-Гирея и царицы Нурсултан к великому князю Ивану Васильевичу.
Который человек из Асторхани приехал, у того слышали есмя: шибанской Мамук пришод Казаньской город взял. И мы правды не ведаем: да Бой те вести изолгалися. И будет то правда, а Магмед-Аминь царь будет к тебе пришол нашим здоровием и твоим брата моего здоровием. Шибаны пришедчи так стоят: ино то нам лихое имя, а тебе брату моему великая истома; на Бога упование возложим, тому делу изгоду добудем.
(с.237)
1497, март. Посольство от нагайскаго мурзы Мусы к великому князю Ивану Васильевичу.
1, Лета 7005, мар. Приехал к великому князю из Нагай от Мусы от князя человек его Семен Багатырь. А что словом говорил, то и в грамотах писано.
От Мусы от князя Ивану князю поклон. После того ведомо (бы) было: первого отца сын яз был, а первого отцы сын ты был; как по первому братству был есмя, так и вперед в братстве будем. На братью на свою погневавшися, в Туркмен ездил есм; и здешине братья почали докучати, да и привели. И яз как к ним приехал; ино Ямгурчей царь на Казань пошли отступити; и яз Ивана князя для брата своего бил челом, да тогды рать воротил; и нынеча с казаньскими (с.238) содиначившися, царя взявши за Казань пошли отступити
(с.239) 1497, ноября 2.
Несостоявшая посылка грамот великого князя Ивана Васильевича в Крым.
(с.240)
А что писал еси ко мне со Абдыл-Летифовым со царевичевым слугою с Яндербышем о Махмет-Амине о царе, ино Махмет-Аминево царево дело так ссталося: как пришол на него шибанский царь Мамук, и Махмет-Аминь царь, не поверя своим людям, к нам приехал; и мы ему в своей земле городы подавали и дружбу свою ему учиним и свыше, как есмя ему наперед того дружбу свою чинили. А на казанском юрте, Божиим изволением, царем учинили есмя брата Махмет-Аминева царева, Абдыл-Летифа царевичя.