…йбугидов наводят и на вопросы об отождествлении их с кланом буркут. Отметим, что упоминавшаяся выше теория Д.М.Исхакова о клановой принадлежности сибирских князей Тайбугидов к буркутам основана, прежде всего, на данных «Таварих-и гузида-йи Нусрат-наме», где буркут Тайбуга упоминается в составе войска Шибана[13]. Таким образом, в хронологии невольно соединяются легендарный князь Тайбуга сибирских летописей и десятитысячник Шибана. При этом Д.М. Исхаков предлагает пересмотреть даты жизни Тайбуги и сдвинуть их на XIII век [Исхаков, 2009б, с.120]. Однако здесь возникает вопрос, который в свое время поставил еще А.Г. Нестеров, отметивший, что между сведениями из Есиповской и др. летописей и информацией об убийстве Ибак-хана Тайбугидом Маметом прошло приблизительно 275 лет (1220-1495, по А.Г. Нестерову). Это позволило исследователю выдвинуть предположение об утрате в родословной части генеалогического древа [Нестеров, 2002, с.18]. Однако на данном этапе исследований такой поиск представляется бессмысленным, особенно в свети последних исследований о легендарной конструкции Тайбугидской династии, которая, по мнению Д.Н. Маслюженко, представляла собой подчеркивание главенство одного рода над другим [Маслюженко, 2010, с.18].

Перейдем к Тайбуге. Это имя часто встречается в источниках. Помимо уже упоминавшегося буркута Тайбуги, Д.М. Исхаков, ссылаясь на Чингиз-наме, сообщает о «сыне бия салджигутского тюмена Тайбуги» [Исхаков, 2009б, с.118]. И.Э. Фишер, использовавший сибирские летописи, сообщает о Тайбуге, сына хана Мамика, который явился из «Казачьей Орды» (цит. по. [Трепавлов, 1997, с.98]).Упоминается Тайбуга и в арабских источниках: среди послов от египетского султана к Узбеку значится Тайбога ал-Карафуни, умерший при дворе джучида в 1314 году [История Казахстана в арабских источниках, 2005, т. I, с.195]. Ал-Айни привел полное имя: Ала ад-Дин Тайбуга ал-Керемуни [История Казахстана в арабских источниках, 2005, т. I, с.361].

Некоторые интересные данные приводит Р.М. Юсупов. В одной из рукописей, аннотированных В.Д. Дмитриевой сообщается о присылке бухарским ханом Шах-Мираввалом в Западную Сибирь в качестве хана своего сына Тай-Буга бия вместе с группой проповедников в 500 человек. В другой же рукописи в Приобье из Бухары прибывает бия Тайбуга Шах-Мурад-угли вместе со своими людьми. Основываясь на этой информации, Р.М. Юсупов предлагает искать корни Тайбугидов не в Монголии или в Западной Сибири, а в Средней Азии [Юсупов, 2011, с.28]. Однако из поля зрения исследователя исчезло важное обстоятельство: если Тайбугиды имели реальное чингизидское происхождение, от ветви узбекских Шибанидов, зачем им фальсифицировать собственную генеалогию, приближая себя к роду Чингис-хана?

[139] Приведя данные аргументы, нельзя не отметить и еще одно обстоятельство, на которое исследователи прежде не обращали внимания. Еще Б.А. Ахмедов сообщил о тарханах Бахши-беке и Кепеке-ходже, владевшими Юго-Западной Сибирью [Ахмедов, 1965, с. 93]. Под тарханством здесь подразумевается земельная собственность, не облагаемая налогами. Кепек-ходжа упомянут дважды. Чуть ранее исследователь сообщал о правителях города Тура – Адад-беке и Кепеке-ходже. Без сомнения, Кепек-ходжа – это Кибек-ходжа-бий буркут, упомянутый в сочинении Масуда Кухистани. Выше уже отмечалось, что Кибек-ходжа в качестве военачальника участвовал в походе на Хорезм в 1435-м году. Вполне вероятно, что после успешного похода, лидеру одного из наиболее сильных кланов в регионе, было предоставлено неотчуждаемое земельное владение. Указанное обстоятельство может служить косвенным доказательством тождества буркутов и Тайбугидов, поскольку именно у последних имелся собственный улус. Очевидно, что данная гипотеза обладает известной привлекательностью. Но и здесь не все так просто. Дело в том, что Б.А. Ахмедов, отмечая тарханство Кепека-ходжи, пользовался рукописью «Таварих-и гузида-йи Нусрат-наме», л. 57а. Указанный фрагмент был также опубликован чуть позднее, в 1969-м году в «Материалах по истории казахских ханств»: о факте тарханства ничего не сообщается, однако вместе с Бахши-беком упомянут Кутлук-Бука-бахадур [Материалы, 1969, с. 16]. Примечательно, что и Б.А. Ахмедов на той же странице пишет о тарханах Бахши-беке и Кутлуг-Буке [Ахмедов, 1965, с. 93]. Вероятно, здесь имеет место опечатка.

Все вышеуказанное наводит нас на мысль о недостаточной доказательности гипотезы об отождествлении Тайбугидов и буркутов, обусловленной противоречивостью русских и восточных источников. Более тщательный источниковедческий анализ, исследования в области сравнительного источниковедения, а также выявление новых материалов способны решить эту непростую проблему.

Буркуты практически не упоминаются больше на протяжении всего XV века. Исключение может составлять отмеченный Т.И. Султановым список родов и племен ханства Абу-л-Хайра в 30-60-х гг. XV века, который содержится в рукописи «Тарих-и Абу-л-Хайр-хани», где между прочих значится и клан буркут [Султанов, 1982, с.8].

Ж.М. Сабитову принадлежит попытка разместить буркутов в Чимги-Туре вплоть до конца 60-х гг. XV века [Сабитов, 2010, с. 35]. При этом исследователь упускает из внимания данные «Таварих-и гузида-йи Нусрат-наме» и «Шейбани-наме», приведенные чуть ранее, где перечислен список эмиров – даруг Чимги-Туры, и клан буркут среди них не отмечен. Кроме того, такая позиция идет вразрез с указаниями источников. Сейид Мухаммед Риза сообщает, что правителями в «области Сибирь были потомки Хаджи-Мухаммеда» [Мустакимов, 2010а, с.27; Негри, 1844, с.381]. Об этом же пишет и Шихабуддин Марджани [Трепавлов, 2011, с.96].

Вновь буркуты появляются на страницах источников в XVI веке. В своей поэме «Шейбани-наме» Мухаммед Салих отмечает следующее: «большинство его людей (т.е. Мухаммед-Шейбани-хана – А.П.) составляли шибановцы (шибанлык), [племена], издревле его роду причисленные. В списке племен указаны буркуты (воинственные и мужественные) [Султанов, 1989, с.200]. Судя по всему, в войске буркуты располагались в левом крыле. Т.И. Султанов пишет о датировке составления поэмы 1505-1506 гг., а описываемые в ней события отражают военные походы Мухаммеда Шейбани с 1500 по 1505 гг. [Султанов, 1989, с.194]. Замечание насчет присутствия буркутов в войске Мухаммеда Шейбани, с одной стороны, позволяет подтвердить сведения автора «Таварих-и гузида-йи Нусрат-наме» о выделении Шибану клана буркут во главе с Тайбугой. С другой же стороны, наличие буркутов может быть связано и с упоминанием в «Таварих-и гузида-йи Нусрат-наме» об откочевке некоторых племен от Ибак-хана: «И с устья Сыра пришло много людей, ради него [Мухаммад Шайбани-хана] отделившись от Ибак-хана. Имена этих пришедших : Сайкал-бек — внук Йа'куб-бека из дурманов и Шайх Салих-бек и Урус-мирза, Джан Вафа-мирза, Шайх Вафа и его сын Хаджи-бек, его внук Сайидек, его младший брат Ики-Мухаммад, из уйгуров — Кул-Дарвиш-бахадур со своими младшими братьями и сыновьями. Когда из атгучи, колуков, ички-байри пришли [люди], возглавлявшиеся Айукач-бахадуром, [Мухаммад Шайбани-хан] забрал их и зазимовал на Мангышлаке» [Материалы, 1969, с.26]. Примечательно наличие людей из клана ички и дурман, впоследствии зафиксированных в войске Мухаммеда-Шейбани. Справедливости ради стоит заметить, что указанные кланы ранее уже отмечались в войске Абу-л-Хайра [Материалы, 1969, с.153]. На эту фразу также обратил внимание и Д.Н. Маслюженко, связав упомянутые события с 1480-м годами [Маслюженко, 2008, с.97].

Племена кушчи, найман, карлук, джалаир многократно встречаются на страницах официальной хронике бухарского шибанида Абдуллы II «Шараф-наме-йи шахи» Хафиз-и Таныша Бухари, [140] составленной в конце XVI века [Хафиз Таныш, 1983, с. 135, 142; Хафиз Таныш, 1983, ч.II, с.47, 112, 133], однако о клане буркут не упоминается, хотя состав племен фактически такой же, как при Абу-л-Хайр-хане и Мухаммед-Шейбани-хане. Остается предположить, что к концу XVI века клан буркут потерял свой первоначально высокий статус и ушел в тень.

Буркуты упоминается и в сочинении «Маджму ат-таварих», написанном в XVI веке Сайф ад-Дином Ахсикенди. Они отмечены среди т.н. «92 племен илатийа, или «узбекских» [Материалы, 1973, с.212]. По мнению Т.И. Султанова, «порядок перечисленных названий тех или иных племен в списках был явлением не случайным и отражал значимость и влияние этих племен в политической жизни» [Султанов, 1977, с.173].

Ретроспективно взглянув на историю и функциональное значение клана буркут/баргут в системе чингизидской власти, стоит еще раз вспомнить о роли кланов и их лидеров в становлении не-чингизидской государственности, формально подчинявшейся легитимным династам из дома Чингис-хана, фактически же осуществлявшем местную политику в своем регионе. Конечно, роль кланов в подобном государствообразовании представляется в каждом случае уникальной и нуждается в тщательной проверке. Анализ упоминаний в источниках об истории клана и его функциональном значении наталкивается на фрагментарность известий. Представители клана встречаются во многих золотоордынских государствах, имевших свою региональную специфику, отраженную на страницах восточных историков. Так, большинство персидских и арабских авторов, писавших о Золотой Орде, не обращают внимания на клановую (племенную) принадлежность тех или иных эмиров, беков, наместников, военачальников или послов, в отличие от более поздних среднеазиатских авторов (Хафиз-и Таныш, Утемиш Хаджи и др.). Оттого выявление роли и специфики клановых структур в улусе Джучи представляется затруднительным.

Касаясь участия кланов в формировании не-чингизидской государственности, стоит отметить различные направления такой политики: формирование собственного улуса было вариативным – оно стало возможным либо во времена междоусобной войны царевичей из династии Чингизидов (например, улус мангыта Эдиге), либо фактическим отторжением от правящей династии (Сибирское княжество Тайбугидов). Конечно, генезис определенного рода и его участие в политической жизни нескольких чингизидских государств достаточно затруднителен в силу слабой информативности источников[14] , однако некоторые выводы по взаимодействию правящих племенных конфедераций и ханской династии сделать стоит:

 - кланы в лице их лидеров (либо военачальников, либо наместников или эмиров) осуществляли корректирующий курс управления государством наряду с ханом;

 - одной из причин локальной государственности может выступать либо манипулирование династами (Мамай из рода кыйат во времена «Великой Замятни»; Эдиге из племени мангыт); либо открытое вооруженное противостояние (Мамет из рода Тайбугидов/буркутов, Тимур из монгольского клана барлас).

 Список литературы.

 

  1. Абулгази. Родословное древо тюрков. – Казань. Типо-литография Императорского университета, 1906. – 240 с.
  2. Алексеев А.К. Политическая история Тукай-Тимуридов. По материалам персидского исторического сочинения Бахр ал-асрар. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. – 229 с.
  3. Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. – М.: Изд-во «Наука, 1965 – 194 с.
  4. Бустанов А.К. Тайбугиды, Кучум и среднеазиатские улемы в сакральных текстах сибирских мусульман // Мир ислама: история, общество, культура: Тезисы докладов II Международной научной конференции. 28-30 октября 2010 г. – М., 2010. – С.33-35.
  5. Зайцев И.В. Астраханское ханство. – М.: Восточная литература, 2006. – 303 с.
  6. Золотая Орда в источниках. Том III. Китайские и монгольские источники / Р.П. Храпачевский [ред.]. – М., 2009. – 336 с.
  7. Иванич М. «Дафтар-и Чингиз-наме» как источник по истории кочевых обществ // Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223-1556. – Казань: АН РТ, 2001. – С.314-328.
  8. Ислам на краю света. История ислама в Западной Сибири: [в 3 т]. – Т.1: источники и историография / А.П. Ярков [ред.]. – Тюмень: РИФ «Колесо», 2007. – 418 с.
  9. История Казахстана в арабских источниках. Том I. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Том I. Извлечения из арабских сочинений, собранные В.Г.Тизенгаузеном / Б.Е. Кумеков, А.К. Муминов [ред.]. – Алматы: Дайк-Пресс, 2005. – 711 с.

10.  История Казахстана в персидских источниках. Том III. Му’изз ал-ансаб (Прославляющие генеалогии / А.К. Муминов [отв. ред.]. – Алматы: Дайк-Пресс, 2006. – 672 с.

11.  История Казахстана в персидских источниках. Том IV. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Извлечения из персидских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеном и обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным / М.Х. Абусеитова [отв. ред.]. – Алматы: Дайк-Пресс, 2006. – 620 с.

12.  Исхаков Д.М. К вопросу о клановой принадлежности Тайбугидов (по русским и тюркским источникам) // Русские старожилы. Материалы III-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (11-13 декабря 2000 г., г.Тобольск). – Тобольск.-Омск, 2000. – С.51-53.

13.  Исхаков Д.М. Введение в историю Сибирского ханства. Очерки. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2006. – 196 с.

14.  Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар (III – середина XVI вв.). – Казанъ: РИЦ «Школа», 2007. -356 с.

15.  Исхаков Д.М. Кланы и их роль в социально-политическом устройстве Улуса Джучи // Исторические очерки. – Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2009. – С.24-57.

16.  Исхаков Д.М. Новые данные о клановой принадлежности «Сибирских князей» Тайбугидов // Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Вып.2. / И.М. Миргалеев [отв. ред.]. - – Казань: Изд. «Фэн» АН РТ, 2009. – С.117-121.

17.  Исхаков Д.М. О клановом составе первоначального удела Шибана // Золотоордынское наследие. Материалы Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (XIII-XV вв.). 17 марта 2009 г. Вып.1. / И.М. Миргалеев [отв. ред.]. -  Казань: Изд. «Фэн», АН РТ, 2009. – С.24-30.

18.  Камалов И.Х. Отношения Золотой Орды с Хулагуидами. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2007. – 108 с.

19.  Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. – Алма-Ата. «Руан», 1992. – 378 с.

20.  Козин С.А. Сокровенное Сказание. Монгольская хроника 1240 г. Том I. – М.:-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1941. – 620 с.

21.  Коновалов П.Б. Об ойратско-бурятской этноисторической общности: историко-археологическое исследование // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук. – 2011. - №2. – С.20-32.

22.  Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д. Империя Чингис-хана. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2006. – 557 с.

23.  Лубсан Данзан. Алтан Тобчи («Золотое сказание»). – М.: Наука, 1973. – 440 с.

24.  Маслюженко Д.Н. Этнополитическая история лесостепного Притоболья в средние века. – Курган: Издательство Курганского гос.ун-та, 2008. – 168 с.

25.  Маслюженко Д.Н. Сибирская княжеская династия Тайбугидов: истоки формирования и мифологизация генеалогии // Средневековые тюрко-татарские государства. Сборник статей. Вып.2 / Б.Р. Рахимзянов [отв. ред.]..  – Казань: Изд-во «Ихлас», 2010. – С.9-21.

26.  Маслюженко Д.Н. Ханы Махмуд-Ходжа и Хаджи-Мухаммед, или «Улус Шибана» в первой четверти XV в. // Вопросы истории и археологии средневековых кочевников и Золотой Орды: сборник научных статей, посвященных памяти В.П.Костюкова / Д.В. Марыксин, Д.В. Васильев [отв. ред. и сост.] – Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2011. – С.88-101.

27.  Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков (Извлечения из персидских и тюркских сочинений) / Б. Сулейменов [отв. ред.]. - Алма-Ата. Наука. 1969. – 655 с.

28.  Материалы по истории киргизов и Киргизии. Вып.1 / В.А. Ромодин [отв. ред.]. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1973. – 283 с.

29.  Миллер Г.Ф. История Сибири. Т.1. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. – 630 с.

30.  Миргалеев И.М. К вопросу о клановой системе в золотоордынском государстве // Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. Сб. статей. Вып.1 / Р.С. Хакимов, И.К. Загидуллин [отв. ред. и сост.] – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2010. – С.132-136.

31.  Мустакимов И.А. Владения Шибана и Шибанидов в XIII-XV вв. по данным некоторых арабографических источников // Средневековые тюрко-татарские государства. Сборник статей. Вып.2 / Б.Р. Рахимзянов [отв. ред.]  – Казань: Изд-во «Ихлас», 2010. – С.21-32.

32.  Мустакимов И.А. Еще раз о предках «Мамая-царя» // Мамай. Опыт историографической антологии. Сборник научных трудов / В.В. Трепавлов, И.М. Миргалеев [отв. ред.]. – Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2010. – С.171-182.

33.  Нанзатов Б.З. К этногенезу бурят по материалам этнонимии // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации : [сборник]. [Вып. 2] - Иркутск, 2003. – С. 28-48.

34.  Негри А. Извлечения из турецкой рукописи Общества, содержащей историю крымских ханов // Записки Одесского Общества Истории и Древностей. Том I. – Одесса, 1844. – С.379-392.

35.  Нестеров А.Г. Искерское княжество Тайбугидов // Сибирские татары. – Казань: Институт истории АН РТ,  2002. – С.17-23.

36.  Парунин А.В. Дискуссионные моменты гибели лидера сибирских Шибанидов Ибак-хана // Сулеймановские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Тюмень, 13-14 мая 2011 года) / под ред. А. П. Яркова. Тюмень: Универсальная Типография "Альфа-Принт", 2011. С. 72-77.

37.  Петрушевский И.П. Рашид-ад-Дин и его исторический труд // Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Том 1. Кн. 1. - М.:-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1952. – С.7 – 37.

38.  Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Том 10 Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. – СПб: В типографии Министерства внутренних дел, 1885. – 244 с.

39.  Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Том 18. Симеоновская летопись. – СПб.: Типография М.А. Александрова, 1913. – 316 с.

40.  Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Том 36. Сибирские летописи. Ч.1. Группа Есиповской летописи. - М., 1987. – 383 с.

41.  Почекаев Р.Ю. Цари Ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. – СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2010. – 408 с..

42.  Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Том I. Кн.1. - М.:-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1952. – 222 с.

43.  Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Том 1. Кн. 2. М.:-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1952. – 281 с.

44.  Сабитов Ж.М. Тарихи Абулхаир-хани как источник по истории ханства Абулхаир-хана // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. – Уральск, 2009. - №2. – С.166-180.

45.  Сабитов Ж.М. Тайбугиды в ханстве Абулхаир-хана // Средневековые тюрко-татарские государства. Сборник статей. Вып.2 / Б.Р. Рахимзянов [отв. ред.]  – Казань: Изд-во «Ихлас», 2010. – С.32-36.

46.  Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1960. – 279 с.

47.  Султанов Т.И. Опыт анализа традиционных списков 92 «племен илатийа» // Средняя Азия в древности и средневековье (история и культура) / Б.Г. Гафуров, Б.А. Литвинский [ред.]. – М.: Издательство «Наука», 1977. – С.165-176.

48.  Султанов Т.И. Кочевые племена Приаралья в XV-XVII вв. (вопросы этнической и социальной истории). – М.: Издательство «Наука», 1982. – 139 с.

49.  Султанов Т.И. Известия «Шейбани-наме» Мухаммада Салиха о моголах XVI в. // Страны и народы Востока. Вып. 26. - М., 1989. - С.190-211.

50.  Таварих-и гузида Нусрат-наме / Исследование, критический текст, аннот.оглавление и табл. сводных оглавлений канд.фил.наук. А.М. Акрамова. – Ташкент: Изд-во «Фэн» Узбекской ССР, 1967. – 475 с.

51.  Трепавлов В.В. Тайбуга. «На Мангытском юрте третий государь» // Татаriса. № 1. 1997/1998. Казань, 1997. – С.96-107.

52.  Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2002. – 752 с.

53.  Трепавлов В.В. Предки «Мамая-царя». Киятские беки в «Подлинном родослове Глинских князей» // Мамай. Опыт историографической антологии. Сборник научных трудов / В.В. Трепавлов, И.М. Миргалеев [отв. ред.]. – Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2010. – С.136-170.

54.  Трепавлов В.В. Сибирский хан (?) Али // История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири. Материалы международной конференции г.Курган, 21-22 апреля 2011 года / Д.Н. Маслюженко, С.Ф. Татауров [отв. ред.]. – Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2011. – С.95-100.

55.  Утемиш-Хаджи. Чингиз-наме. - Алма-Ата. Гылым. 1992. – 296 с.

56.  Файзрахманов Г.Л. История татар Западной Сибири: с древнейших времен до начала XX века. – Казань: Татарское книжное издательство. – 2007. – 431 с.

57.  Фасих Ахмад ибн Джалал ад-Дин Мухаммад ал-Хавафи. Фасихов свод. – Ташкент: Фан, 1980. – 346 с.

58.  Хафиз-и Таныш Бухари. Шараф-наме-йи шахи (Книга шахской славы). – М.: Наука, 1983. – 298 с.

59.  Хафиз-и Таныш Бухари. Шараф-наме-йи шахи (Книга шахской славы). Ч.2. – М.: Наука, 1983. – 298 с.

60.  Храпачевский Р.П. Военная держава Чингис-хана. – М.: АСТ: ЛЮКС, 2005. – 557 с.

61.  Шамильоглу Ю. «Карачи беи» поздней Золотой Орды: заметки по организации монгольской мировой истории // Из истории Золотой Орды. - Казань, 1993. – С.44-60.

62.  Юсупов Р.М. Волго-Уральская историко-этнографическая общность и динамика этнических процессов в рамках политической системы Джучидов (предварительное сообщение) // История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири. Материалы международной конференции г.Курган, 21-22 апреля 2011 года / Д.Н. Маслюженко, С.Ф. Татауров [отв. ред.]. – Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2011. – С.24-29.

63.  Inalchik H. The Khan and the Tribal Aristocracy: The Crimean Khanate under Sahib Giray I // Harvard Ukrainian Studies. Vol. III/IV. - 1979-1980. - Part 1. – pp.445-466.

64.  Manz B.F. The clans of the Crimean khanate, 1466-1532 // The Crimean Khanate under Sahib Giray I // Harvard Ukrainian Studies. Vol. II. – 1978. - №3. – pp.282-309.

65.  Schamiloglu U. Tribal politics and social organization in the Golden Horde. – Columbia University, 1986. – 298 p.

 

 



[1] Справедливости ради стоит отметить, что В.В.Трепавлов усомнился в отождествлении племени мангут с мангытами Дешт-и Кипчака вследствие неясности происхождения последних [Трепавлов, 2002, с.51-52, 61-62].

[2] Д.Н. Маслюженко подчеркнул, что клан буркут фиксируется в составе улуса Шибана лишь прошибанидскими источниками.

[3] Вероятно, речь здесь может идти о миграции клана из Крыма во второй половине XIV века, в связи с приходом в регион кыйатов и других племен во главе с Мамаем.

[4] Начало XIV в. – время написания основного труда Рашид-ад-Дина [Петрушевский, 1952, с.26-27].

[5] «Чучаган из племени бургут, почтенный амир, атабек Аргун-хана» [История Казахстана в персидских источниках, 2006, т. III, с. 90].

[6] «Буралги, сын упомянутого выше Чучагана, из племени бургут, почтенный амир, молочный брат Аргун-хана» [История Казахстана в персидских источниках, 2006, т. III, с. 90].

[7] «Тагай из племени бургут, из числа приближенных амиров господина, женившийся на Даулат-хатун, дочери Манку-Тимура после (смерти) Сатилмиша» [История Казахстана в персидских источниках, 2006, т. III, с. 98].

[8] В «Му’изз ал-Ансаб» упоминается также «Джарджагар, из племени бургут, старший амир и позже при Аргуне» [История Казахстана в персидских источниках, 2006, т. III, с. 83].

[9] См. например [История Казахстана в персидских источниках, 2006, т. IV, с.507; История Казахстана в арабских источниках, 2005, т. I, с.417].

[10] Вероятно, статус буркутов как управленцев Чимги-Туры позволил А.К. Алексееву причислить Адад-бека и Кепек-ходжу к Шибанидам [Алексеев, 2006, с.68].

[11] Этот факт Ж.М.Сабитов и  И.В.Зайцев объясняют как анахронизм, имевший место в сочинении Масуда Кухистани.

[12] Таким образом интерпретировал события Г.Л.Файзрахманов [Файзрахманов, 2007, с.120-121].

[13] Стоит отметить, что первоначально Д.М. Исхаков выдвинул предположение о принадлежности Тайбугидов к салжигутам [Исхаков, 2000, c.51-53].

[14] Показательным примером может выступать мнение В.В. Трепавлова касательно отождествления монгольского рода мангут и мангытов из Дешт-и Кипчака

Создать бесплатный сайт с uCoz